Северный деревенский дом
в романе В.В. Юхнина
«Алая лента»
в рамках проекта
«Духовная культура Севера:
Прилузье в мультимедийной мозаике»
О В.В. Юхнине и его романе
Василий Васильевич Юхнин (1907-1960) – коми писатель, первый коми романист. Родился в селе Занулье Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне Прилузский район Республики Коми). После окончания Коми педагогического института работал в редакции газеты «Вöр лэдзысь» ­(Лесной рабочий).
Ещё в годы учебы Василий Юхнин начинает увлекаться литературой. Свои произведения пишет под псевдонимом Луздор Вась.
В. В. Юхнин – автор первого в коми литературе романа «Алöй лента»(Алая лента), опубликованного в 1939 году. Это многоплановое произведение о жизни дореволюционного коми крестьянства.
"Алая лента". Издание 1941 г.
"Алая лента". Издание 1980 г.
Безносов Н.М. Иллюстрация к роману В. Юхнина "Алая лента", 1944 г.

«
«Центральное место в романе занимает история семьи таёжного охотника Степана Ошлапова. Сам Ошлапов, его жена Марфа, их дети Михаил и Илья предстают во всей сложности внутренне противоречивых взаимоотношений друг с другом. Люди духовно чистые, сильные физически и бедные материально, они далеко не одинаково воспринимают окружающую действительность, разными путями ищут своё счастье и правду. Действие романа развёртывается на большой географической площади: далёкое северное село Важгорт, бесконечные дороги России и Украины, Киев с его лаврой, промышленный Урал. Богата "национальная география” романа: коми, русские, татары, мордва, марийцы, чуваши, удмурты и даже иностранцы – представители “чужеземного капитала”. Всё это говорит о широте охвата жизни писателем, о масштабности поставленных проблем» [1].
Баруздин Сергей Алексеевич
писатель
Баруздин С.А. Судьбы народные // Алая лента. М.: Современник, 1974. С. 5-6.
«Характерным способом создания образов героев в романе „Алая лента“ является описание их костюмов и обстановки. Стремясь как можно полнее рассказать о жизни коми народа и в то же время подчеркнуть его социальную неоднородность, писатель включает в свой роман описания самых разных деталей предметного мира: внешний облик богатых и бедных домов, их расположение в деревне и внутреннее убранство, одежду, которую носят крестьяне с разным достатком и местное купечество» [2].
Лимерова Валентина Александровна
литературовед
Лимерова В.А. Вещно-предметный мир в романе В. Юхнина «Алöй лента» («Алая лента») // Народная культура в слове и тексте: сборник исследований и материалов памяти В.В. Филипповой. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2013. С. 121.
«Этнографическая составляющая в романе оказалась столь велика, что актуальность его как произведения, призванного воплотить в образной форме предреволюционную действительность в Коми крае, была поставлена под сомнение» 111.
Лимерова В.А., Литовская М.А. Историко-революционный роман в коми литературе
1930-1950-х гг. как результат компромисса // Уральский исторический вестник. 2014. № 3 (44). С. 28.
Лимерова Валентина Александровна
и
Литовская Мария Аркадьевна
литературоведы
«В основе сюжета романа “Алая лента” лежит история одного вполне типичного села и обычной коми семьи начала XX века. Глава семьи – Степан Ошлапов – один из лучших охотников села Важгорт, отец двух сыновей, Ильи и Мишки, шагающих по стопам отца. В семье царят традиционные патриархальные отношения, женщины редко удостаиваются обращения по имени, все их помыслы направлены на поддержание существующего порядка в доме»111.
Остапова Е.В. Художественный этнографизм первых коми романов: опыты перевода // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2018. № 6 (175). С. 37.
Остапова
Елена Васильевна
литературовед

»
Северное село в «Алой ленте»
«Село Важгорт протянулось длинной цепочкой по вершине пологого косогора, обращённого на юг. Внизу величаво несла свои воды судоходная река, дугообразная пойма которой плавно огибала косогор. Тому, кто смотрел на село с противоположного берега, дома казались нанизанными на одну нитку бусами, окаймляющими поля, что раскинулись по склону. Бусинки были разные: одни мелкие и серенькие, другие покрупнее и посветлее, третьи ещё крупнее, крашеные – белые и жёлтые, а посередине сверкала самая большая бусина – церковь с куполом и колокольней. По обеим сторонам от неё расположилось и большинство крашеных домов – избы Сирвойтова, попа, старосты, волостная управа и казёнка».
Василий Юхнин красочно изображает расположение села, предлагая вниманию читателя детальное описание этого живописного места, а также домов и церкви:
Возможно, Василий Юхнин, описывая село, дом и двор героев романа, опирался на воспоминания из своего детства о родном Занулье и о родном доме.
Дом Ошлаповых
«Степан Матвеевич Ошлапов поставил свою пятистенку всего несколько лет назад. Низко нависшая крыша, четыре оконца на улицу. Пятое, как одинокий глаз, смотрело в сторону крыльца. Наличники так и не удалось покрыть белилами, и оттого изба вовсе не имела вида».
Семья Ошлаповых живет в доме-пятистенке:
«четырёхстенным срубом, разделённым пятой капитальной стеной под двускатной крышей, разделённый (или соединяющийся) с хозяйственным двором традиционно сенями. Сруб рубили в «обло» [3],в углах с остатком, реже в «лапу»[4] в углах без остатка. Развитие такого типа крестьянского жилища обусловлено, во-первых, развитием строительной технологии, а, во-вторых, отказом от практики деления изб на летнюю и зимнюю половины. В доме-пятистенке вместо двух капитальных стен, разделяющих два помещения, возводилась одна. Главное преимущество такой технологии связано со значительным сокращением расхода строительного материала.
Появление дома-пятистенка обусловлено жизненной необходимостью увеличения количества жилых помещений для крестьянской семьи и экономией строевого леса на его постройку. Формированию пятистенка способствовало также профессиональное мастерство северных плотников, славившихся своим умением строить» [5].
Врубка в лапу – система соединения брёвен или брусьев под углом без остатка, т.е. без выпущенных за пределы наружной плоскости стены концов брёвен; соединение в венец без выхода концов брёвен за плоскость стены.
Пятистенок // Зырянский домострой: [Эл. ресурс]. URL: http://zb.syktsu.ru/home.php?view=37&mmenu=1 (дата обращения: 03.06.2022).
Сруб " в обло" и "в лапу"
Врубка в обло – соединение горизонтально укладываемых брёвен в углу с помощью чаши, вырубленной в нижнем бревне для укладки верхнего бревна. Остающиеся при этом за углом концы брёвен называются остатком.
Дом-пятистенок – тип дома, характеризующийся
«Изба Ошлаповых внутри ничем не отличалась от соседских. Из сеней сначала попадаешь под полати.Добрую половину этой части избы занимает большая русская печь, сбитая из глины. По бокам, вымазанным белой глиной,припечки,где обычно сушатся портянки и рукавицы. Тут же висит рабочая одежда. В переднем углу, под божницей, стоит стол. Над окнами длинные полки, где хранится всякая нужная по хозяйству мелочь, что всегда должна быть под рукой...».
Рассмотрим детали этого дома подробнее.
Внутреннее убранство дома Ошлаповых, небогатой семьи охотников, ­В.В. Юхнин на страницах романа изображает следующим образом:
Сени – «нежилое помещение, расположенное между отдельными клетями в избе или хоромах и между отдельными палатами в каменном здании. Обычно в сени вела лестница, расположенная снаружи здания» [6]. «Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. Но ещё в XIV веке слово “сени” использовалось чаще при обозначении крытой галереи верхнего этажа в богатых теремах. И лишь позже так стала именоваться прихожая. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать “на прохладе”. А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи» [7].
Сени
Шинаев С.Я. Деревянное зодчество. Толковый словарь терминов и понятий. Методические рекомендации. – М.: Спецпроектреставрация, 1992. С. 25.
Устройство крестьянской избы. 13.10.2013 // CHARMING RUSSIA: [Эл.ресурс]. URL: https://www.charmingrussia.ru/2013/10/blog-post_13.html (дата обращения: 03.06.2022).
Сени
Полати деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стены избы. Опорой для полатей служит один из двух брусьев-воронцов. На полатный брус настилаются доски – полатницы, закрепляемые другим концом в стене. Свободный край полатей нередко ограждается невысокими перильцами-балясинами, чтобы с полатей ничего не падало. На полатях спали, сушили лен, пеньку, лучину, на день закидывали туда постельные принадлежности и ненужную одежду[8].
Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Е. Л. Мадлевская и др. Науч. ред. И.И. Шангина. – СПб.: Искусство-СПб, 2004. – С. 57-58.
Полати
На печи устраивалась лежанка — наиболее теплое место, поэтому на печи всегда спал самый почитаемый человек в доме. В романе В.В. Юхнина там отдыхал глава семьи – Степан Ошлапов:
Царица дома: 5 фактов о традиционной русской печи. Май 2021 // Журнал Русского географического общества «Вокруг света»: [Эл. ресурс]. URL: https://www.vokrugsveta.ru/articles/carica-doma-10-faktov-o-russkoi-pechi-id653674/ (дата обращения: 03.06.2022).
Глинобитная печь.
«Сначала готовили форму печи в виде обложенных досками чурок и дощатой стенки. Глину мяли, а затем вбивали её в приготовленную форму печи».
Размеры лежанки разнились – обычно она была двухместной, но на большой могло разместиться и до 5–6 человек. Русская печь располагалась практически в центре комнаты, чтобы прогревать ее равномерно, ведь печь устроена таким образом, что обогревает лишь пространство, находящееся выше шестка — примерно 80–90 см. от уровня пола» [1.
«Отец пришёл уже под вечер. Он молча разделся и залез на печь отдохнуть».
Припечки или печурки? Углубления в стене печи для просушки и хранения мелких вещей обычно называют печу́ры / печу́рки 11 . Припечком / припечьем же, как правило, называют место перед устьем печи. В оригинальном тексте «Алой ленты» приведенное описание включает слово «горсъяс» – от «горс», что в переводе с коми также означает ‘печурка, впадина, ямка в стене печи’ 11 .
Словарь русских народных говоров / Гл.ред. Ф.П. Сороколетов. Вып. 27: Печечки – Поделывать. М.: Наука, 1992. С. 10.
Коми (зырянский)-русский словарь: [Эл.ресурс]. URL: https://918.slovaronline.com/ (дата обращения: 08.11.2022).
Печурки, дом в с. Чёрныш ­(фото Т.С. Каневой, 2022 г.).
«Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют ещё "святым". Как правило, в красном углу кроме божницы находится стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. Во время уборки урожая первый и последний колоски устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделённых, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почётным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причём под красный угол клали более крупную монету»g[1.
Божница и полки
Убранство жилища крестьянина // Русская изба в Сибири в XVIII веке: [Эл. ресурс]. URL: http://npk.s-50.edusite.ru/p5aa1.html (дата обращения: 03.06.2022).
Божница – полка с иконами. Красный, или передний, угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. Красный угол представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи.
«На одной стороне, примыкающей к красному углу, повесили вид Киево-Печерской лавры, на другой – изображение страшных мучений грешников в аду».
В романе красный угол упоминается при описании интерьера Сирвойтовых:
Дом купца Сирвойтова
«Имение Власия Сирвойтова – так можно было назвать хозяйство владетельного купцы села Важгорт – начиналось сразу за церковью. Двухэтажный, обшитый тёсом и выкрашенный охрой дом смотрел рядами окон прямо на церковь. Вплотную к нему стоял старый одноэтажный дом. Рядом с высоким крыльцом, тоже окрашенным, было прежнее крыльцо, чтобы простой народ не топтал зря новые ступеньки. Под окнами, вдоль стены, росли высаженные года два назад берёзы, лиственницы и черёмуха. По правую руку от дома, окаймляя ровную площадку, тянулись длинные амбары – трехкомнатная лавка и склады Власия».
Богатый дом, обшитый тёсом, мог выглядеть следующим образом:
Двухэтажный дом-пятистенок. Республика Коми, Ижемский район, с. Сизябск
(фото Т.И. Чудовой, 2005 г.)

Тёс – тонкие доски из древесины различных пород, получаемые путём продольной распиловки бревна. Первоначально тёсом назывались доски, получаемые из брёвен, которые обычно предварительно раскалывались пополам с помощью клиньев, а затем обтёсывались. Отсюда название – «тёс».
«Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности.
Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб".
Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым»..[1.
Предпечье
Устройство крестьянской избы. 13.10.2013 (CHARMING RUSSIA: [Электронный ресурс]. URL: https://www.charmingrussia.ru/2013/10/blog-post_13.html (дата обращения: 03.06.2022)).
Интерьер дома зажиточного купца выглядит иначе, чем простой крестьянской избы:
«На втором этаже нового дома Сирвойтовы в первой комнате тоже устроили полати. Но всё здесь было выкрашено – пол, лавки, брусья под полатями. Стены оклеили обоями в синий цветочек. Предпечье закрыли от постороннего глаза шкафом и пёстрой ситцевой занавеской».
Здесь стоит особое внимание обратить на описание предпечья.
Знакомство школьников с северным домом
на примере «Алой ленты»


«В школе «Алая лента» изучается, наверное, с момента рождения произведения. Каждое поколение читателей находит в нём новое содержание, созвучное своему времени. Не ошибусь, если скажу, что сегодня роман ­В. Юхнина так же, как и полвека назад, покоряет своего читателя поэтизацией особого, уникального, подлинного мира коми человека. Дар Юхнина-реалиста, его стойкое сопротивление унификации человека в соцреалистическом искусстве ярко проявляется на уровне изображения предметно-пластического мира. Он и может стать одним из объектом совместного внимания ученика и учителя на уроках коми литературы»////а.
Лимерова
Валентина
Александровна
литературовед
Об изучении «Алой ленты» в школе смотрите подробнее:
Коми литература: 10-öд класслы велöдчан небöг. – Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2001.
Коми литература: Хрестоматия 10-öд класслы / Сост. В.А. Лимерова. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2010.
Лимерова В.А. Вещно-предметный мир в романе В. Юхнина «Алöй лента» («Алая лента») // Народная культура в слове и тексте: сборник исследований и материалов памяти В.В. Филипповой. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2013. С. 121.
Источники
Художественная литература
Юхнин В. В. Алая лента: Роман / Пер. с коми автора и А. Дмитриевой. М.: Современник, 1974. – 463 с.
Юхнин В. В. Алая лента: Роман / Пер. с коми автора и А. Дмитриевой. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1980. – 464 с.

Иллюстрации
1. Василий Васильевич Юхнин (фотопортрет): Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака: [Эл. ресурс]. URL: http://www.ndbmarshak.ru/content/news/4265/Yuhnin.jpg
(дата обращения: 03.06.2022).
2. Обложка очерка В.В. Юхнина Советской союзса герой Николай Оплеснин(Герой Советского Союза Николай Оплеснин), 1942 г.:
Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака:
[Эл. ресурс] URL: http://www.ndbmarshak.ru/page/pravoe_menju.virtualnye_vystavki.polka_3/
(дата обращения: 1.11.2022).
3. Обложка романа «Алая лента». Издание 1980 г.: Печорская межпоселенческая централизованнная библиотечная система: [Эл. ресурс]. URL: https://www.pechora-cbs.ru/content/news/579/1012181131.jpg
(дата обращения 03.06.2022).
4. Безносов Н.М. Иллюстрация к роману В. Юхнина «Алая лента». 1944 г.: Культурная карта Республики Коми: [Эл. ресурс]. URL: https://cultmap.nbrkomi.ru/ru/page/zhivopis.hud_p.Beznosov_Mihail_Pavlovich/ (дата обращения: 04.06.2022).
5. Авдышев А.И. Деревня Коми (Северная деревня). Линогравюра, 1975 г.: Краеведение: Коми край глазами художников: [Эл. ресурс]. URL:
http://www.kraevidenie.ru/nizhnee_menju/opisanie_kartiny/29?type=125,0 (дата обращения: 26.10.2022).
6.Дом-пятистенок. Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлом: Зырянский домострой: [Эл. ресурс]. URL: http://zb.syktsu.ru/home.php?view=51&mmenu=1 (дата обращения: 08.10.2022).
7. Сруб "в обло" и "в лапу": Проекты домов, коттеджей; строительство. Как построить дом? [Эл. ресурс] URL: http://www.mukhin.ru/stroysovet/600/280.html (дата обращения: 31.10.2022).
8.Глинобитная печь: Захаровы печники ремесленники: [Эл. ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/pechniki/glinobitnaia-pech-5e00dd6b98930900b2569230 (дата обращения: 06.06.2022).
9.Глинобитная печь, д. Ёлькыб Удорского р-на Республики Коми: Из архива Н.Л. Афанасьевой (г. Сыктывкар).
10. Двухэтажный дом-пятистенок. Республика Коми, Ижемский район, с. Сизябск: Зырянский домострой: [Электронный ресурс]. URL: http://zb.syktsu.ru/home.php?view=38&mmenu=1 (дата обращения: 08.10.2022).

Фотоснимки 2022 г.: Фотофонд Фольклорного архива СГУ им. Питирима Сорокина.

Остальные иллюстрации – из открытых интернет-источников.

АВТОРЫ И УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Подготовка материалов:
Виктория Владимировна МОРОХИНА, студент СГУ им. Питирима Сорокина
(направление «Филология»),
Татьяна Степановна КАНЕВА, доцент СГУ им. Питирима Сорокина,
при участии Р.Е. ТУБЫЛЕВИЧ

Консультанты:
Т.И. Чудова, доктор исторических наук
Е.В. Остапова, кандидат филологических наук

Подготовка лонгрида:
Руслана Евгеньевна ТУБЫЛЕВИЧ,
научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории
«Филологические исследования духовной культуры Севера» СГУ им.  Питирима Сорокина

Руководитель проекта:
доцент СГУ им. Питирима Сорокина Т.С. КАНЕВА
Проект создан в рамках учебной дисциплины «Этнокультурное наследие Русского Севера» (преподаватель – доцент Т.С. Канева) и проекта
«Наука молодых – устойчивое развитие Республики Коми»
© НИЛ «Филологические исследования духовной культуры Севера»
СГУ им. Питирима Сорокина, 2022
© Кафедра русской филологии института гуманитарных наук
СГУ им. Питирима Сорокина, 2022
© Студенческое научное объединение
СГУ им. Питирима Сорокина, 2022
раздел «Духовная культура Севера: Прилузье в мультимедийной мозаике».
Узнать больше о проекте
© All Rights Reserved. Acme Inc.
Вопросы и предложения по проекту принимаются по почте
nil-fidkus@yandex.ru
а также в рамках реализации субсидий из федерального бюджета образовательными организациями высшего образования на мероприятия, направленные на поддержку студенческих научных обществ
(Соглашение о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.12 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 1 июня 2022 г. №075-15-2022-1070), а также при участии регионального отделения Российского военно-исторического общества в Республике Коми,
Союза женщин Республики Коми, Российского движения школьников),
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website